Verification: 858ca9729384d1a4
Новости REFLEX — Ирина Нельсон

В 2004-м Булыкин и Овчинников снялись в клипе Reflex. Игроки забили на запрет РФС, а съемки им напоминали договорняк

Трудно представить, но еще 15 лет назад спортсмены попадали на русский телек чудом. Их не звали на «Последний герой» и в программу «Время», про них не снимал шоу Малахов, а интервью глянцу они давали раз в столетие. Это беспокоило продюсера группы Reflex (дуэт девушек – Ирина Нельсон и Алена Торганова) Вячеслава Тюрина (муж Ирины Нельсон) – большого фаната футбола. Он видел, что за границей все наоборот: образы футболистов используют в рекламе и музыке.

Тогда он придумал снять в клипе звезд футбола из России. Для этого выбрал нападающего «Динамо» Дмитрия Булыкина, который тогда только оформил хет-трик Швейцарии в отборе на Евро-2004. Получился клип на песню Non Stop, который мощно разошелся в 2004-м, а спустя 13 лет снова стал популярным:

1. Главный стендап-комик России Данила Поперечный открыл песней сольник на 17,5 млн просмотров на ютубе. Причем ее исполнил хор в военной форме, а Поперечный в этот момент спускался с гитарой из-под крыши. «Ребят, тут такое дело… Не знаю, как вам сказать, но… Когда музыка громче – у меня глаза закрыты. Фух! Давно хотел сказать. Это Нон Стоп. Хочу начать с Рефлекса стендап! Меня чет слишком ########### это дерьмо», – заранее написал он в твиттере.

2. Припев из Non Stop использовала «Пошлая Молли» – украинская группа, про которую вы точно слышали, если не отрицали интернет в 2016-2018 годах. Сейчас у кавера «Пошлой Молли» 3,4 млн просмотров на ютубе. На канале Reflex – 2,7 млн.

«Песня получилась на века, – говорит Вячеслав Тюрин в разговоре с Sports.ru. – В следующем году у нас 20 лет группе, сольный концерт в Кремле. И он будет называться именно Non Stop. Думаю, вместе с «Сойти с ума» и «Танцы» Non Stop – это песня-мем в хорошем смысле. Строчки из нее до сих пор на заборах пишут. Когда в Питер ездим, до сих пор замечаем каллиграфию «Музыка громче – глаза закрыты». И «Мы будем первые» – тоже.

А сколько каверов появляется! Очень прикольно читать комментарии под «Пошлой Молли», как люди дерутся: «Что за фигня? Они перепели песню любимых Reflex». Или молодежь в комментах под нашим клипом из 2004-го наоборот пишет: «Зашел, а тут две кашолки какие-то».

Уверен, что успех получился в том числе потому, что мы сделали огненный видеоклип с футболистами. Это было первой попыткой очеловечить их имидж, приблизить к массам».
Продюсер вдохновлялся рекламой Nike с участием Анри, Фигу и Кантона. Клип Reflex и правда очень похож на нее
Тюрин говорит, что идея снять спортсменов находилась в его голове задолго до появления клипа, но окончательно сформировалась во время разговора с режиссером Александром Игудиным: «Мы сидели с ним, тоже большим поклонником футбола, и думали о клипе. Вдруг я предлагаю: «Давай снимем футбольных звезд?». Это сейчас Team Russia, все раскручено. Тогда футболисты находились за семью замками. И замки в клипе – это как раз пасхалка, далекий образ того, как закрыты были спортсмены».

Вячеслав говорит, что Игудин удивился предложению: «А как мы снимаем? У нас же песня про любовь» – «Ну и что? Мы возьмем язык метафор, образов».

Продюсер (он же был композитором) и режиссер вместе изменили одну строчку в тексте Глеба Кальпурний («Темная ночь скроет под простынью \ Это для нас, чтобы запомнилось» – эти строки изначально были другими, но Тюрин не помнит, какими именно) и придумали сделать отсыл к уже раскрученному по миру рекламному ролику Nike, где на корабле стояла клетка, в которой рубились Анри, Ван Нистелрой, Скоулз, Мальдини, Тюрам, Давидс, Фигу и еще несколько супертопов из начала 2000-х.

Правда, в России футболистов поместили на поляну, а в клетку – девушек (жену Тюрина Ирину Нельсон и Алену Торганову). Булыкин и Овчинников должны были их спасти, обыграв вторую команду (из игроков РПЛ Заура Хапова и Радослава Батака). Вместо Кантона, который в ролике Nike играл судью, придумавшего жесткие правила, авторы Non Stop создали своего антагониста – диджея, который тогда находился в составе Reflex. Цепную собаку они заменили на тигренка.

По словам Тюрина, споров о том, кого снимать в главной роли не было: в сентябре 2003-го Булыкин забил три Швейцарии и находился на пике: «Друзья достали его телефон, Дима сразу ответил: «Давай, вообще не вопрос, конечно». После этого уже встретились. Говорю: «Я инди-продюсер, у нас селф-мэйд бренд, я ни с кем не работаю, никаких особых денег нет, сами пишем песни. Мы субкультура, но поп» – «Да я даже деньги не собирался просить, чего ты заморочился. Мне интересно, я люблю Reflex, ваши песни. И подтяну людей, не вопрос» – «А кого ты приведешь?» – «Овчинникова» – «Ну нифига себе».

– Почему удивились?

– Босс тогда был топ, вокруг него ореол – незлобный, но холодный. Такое быстрое согласие казалось очень необычным.

Кроме игрока «Локомотива» Овчинникова (с ним Дмитрий играл за «Локо» в 1995-1997 годах), динамовец Булыкин пригласил в клип одноклубника-черногорца Радослава Батака и второго кипера «Локо» Заура Хапова. «Они сказали: «Давай попробуем, если не долго, – вспоминает спустя 15 лет Булыкин. – Кастинга никакого не было. Просто с друзьями решили сделать клип».
Тукманов запретил Reflex использовать образы футболистов в клипе. Булыкин сказал, что боссы РФС могут идти в жопу, и снялся без разрешения
Тюрин и Булыкин признаются, что футболисты участвовали в съемках бесплатно. «Чисто ради интереса, хотелось попробовать. Все иностранцы вокруг снимались, мы тоже решили», – объясняет Булыкин. По его словам, в то время все казалось проще, чем сейчас: например, не нужно было подписывать бумаги об использовании персональных данных и передачи имиджа и согласовывать съемку в клубе.

Проблему с формой и мячами решили через adidas, с которым у Дмитрия действовал контракт: бренд предоставил для съемок официальный мяч Евро-2004, майки и шорты с лого. Вместо лого сначала хотели нанести надпись Reflex, но отказались. «Договаривались по-дружески. Хотели сделать красивый клип, чтобы народ обращал внимание», – резюмирует футболист.

Тюрин вспоминает о другой сложности – с РФС. Перед съемкой продюсер хотел получить разрешение от организации на использование образов игроков: «Но человек по фамилии Тукманов нам ответил: «Нет, никаких футболистов сборной России. Вы что, с ума сошли?» – «А что? Классная задумка, у нас съемка, бюджет. Сделаем из них героев» – «Нет-нет-нет». На что ребята сказали: «Да пошли они в жопу» – «А можно?» – «Вообще легко. Они там отлетевшие чиновники. Не понимают, что мы для людей играем».

Спустя 15 лет продюсер считает то решение прорывным событием для спорта: «Тогда они играли как будто для себя, шли какие-то чемпионаты, но о них знали только болельщики. Чего говорить – не было правил давать интервью. Они могли забычить: выходили из автобуса, морду тяпкой: «Идите вы все в жопу». Сейчас в каждой команде есть люди, которые более охотно идут на это, которые более открыты. Тогда все были закрыты. А мы хотели показать, как Ира сказала, «что у нас есть парни круче, чем Дэвид Бекхэм. И не надо нам того показывать».
На площадке футболисты не играли в полную силу, а много ценных кадров не поместилось из-за хрона
Съемки Non Stop проходили в Москве на бывшем заводе по адресу Дербеневская, 20. Сейчас там находится бизнес-центр «Кожевники», тогда он был в стадии реновации: полуразрушенные корпуса, в одном из них установили футбольное поле.

«Монтировали площадку неделю. Сделали ее реально крутой. Сначала засыпали гравий, застелили синтетическим покрытием. Поверх этого насыпали еще фигни. И уже поверх этой фигни – слой травы в рулонах. Булыкин сказал, что поляна получилась лучше, чем на «Динамо», – гордится Тюрин.

Вместе с монтажом на производство клипа ушел месяц. Сами съемки заняли всего день: с двух дня до четырех утра. Все это время на площадке присутствовали игроки, режиссер и продюсер. «Не представляю, как они выдержали. Я вымотался так, что получил нервный срыв. Не спал три ночи, просто не мог уснуть. Перевозбуждение очень сильное, потряхивало», – говорит Тюрин.

Бюджет клипа, по его словам, составил серьезные по тем временам 60-70 тысяч долларов: «Революционных технологий по сегодняшним меркам мы не использовали, но были специальные световые приборы, которые можно было в динамике перемещать. Снимали на самую последнюю модель камеры Arriflex, на которую тогда снимались все блокбастеры. Помню очень дорогие штативы, которые передавали всю динамику».

Булыкину из техники запомнился «Хаммер», который фигурирует в начале клипа: «Внутри него вообще ничего не было: даже обшивки на дверях. Но снаружи он смотрелся достойно. Нам сказали, что по сюжету мы должны выходить из него и делать такое движение рукой, будто не снимайте нас. Получилось не слишком естественно, но этот дубль получился быстро. А вот приезд «Хаммера» снимали в пять-шесть дублей: мы приезжали, выходили из него, садились обратно, сдавали назад, вперед. Сначала ехали издалека, потом снимали, как мы ближе едем. Нам говорили, как выйти, где голову поднять, не становиться спиной к камере. Столько нюансов! Мы-то их не замечаем, а на камеру они важны».

Тюрин рассказывает, что «Хаммер» был кастомным и принадлежал большому бизнесмену, который уже не живет в России: «Он мой приятель. Там недалеко у него был гараж. Сказал: «Берите, на благое дело не жалко. Тем более будут сниматься мои любимые футболисты».

Большинство кадров с автомобилем в клип не вошли: «Как они подъезжали, переговаривались. Как Reflex стоит и фотографируются, они проезжают мимо». По словам Тюрина, с ними видео стало бы настоящим кино с закрученным сюжетом, но тогда «все парились над хроном – 3:30 и не больше, чтобы войти в телеэфир. Ютуб только зарождался».

Со съемками футбола тоже возникли проблемы. Тюрин хотел, чтобы футболисты играли в полную силу – режиссер объяснил, что это невозможно. «Помню, снимали дальний удар. Говорю: «Дим, бей со всей силы», – вспоминает Тюрин. – Игудин останавливает: «Мы тогда не снимем. У нас рапид 150, мы не поймаем мяч». В итоге Дима бил в полсилы. Хапов, по задумке. должен был пропустить. И там прямо видно, что мяч летит в руки Хапову, но в итоге он пропускает. Хоп, дурацкая склейка – и мячик под ним. Над этим спортсмены долго смеялись, писали мне письма. Мы и сами ржали на площадке, вспоминали договорняки.

Потом сказали Овчинникову: «А теперь тебе надо из девятки вытащить» – «Я и так бесплатно снимаюсь, еще по девяткам летать?». Шутка, конечно. Все отыграли так, как было возможно. Понятно, что сейчас сделали бы лучше, но на тот момент это было круто».

Опасные моменты, подкаты и единоборства снимали уже после основного футбола – сначала Булыкин, Овчинников, Хапов и Батак просто бегали два на два или устраивали перепасовки между собой. «Мы играли, но нам ставили задачу, – поясняет Булыкин. – Например, что красные сейчас должны забить. В этот момент черным нужно не активно вступать в отбор, не прыгать. Дальше шло указание, что сейчас используем такой финт. Заранее говорили, откуда бежать и куда потом бить – чтобы все это попало в камеру. Или у меня была сцена, когда одному нужно было с лета пробить по мячу. У меня никак не получалось в девятку попасть. Этот момент переснимали долго».

– Учитывая, что футболисты не актеры, с ними сложно работать?

– Другая проблема: мы были стеснены. Не дай бог, кто-то ушибся бы и получил травму. Из-за этого эмоции, конечно, не дожаты. Плюс сначала они сами пришли зажатые. Потом оттаяли, поняли, что можно колошматить со всей силы по сетке, что она не развалится. И дальше столько восторгов было, когда они увидели результат, жирные кадры. Они кайфовали и несли только позитив.

Даже спустя 15 лет Булыкин вспоминает о том, что съемки получились непростыми: «Надо было делать финты, улыбаться, пробежать через определенное место, остановиться, держать голову выше и смотреть на камеру в это время. Это тяжеловато для простого спортсмена, который просто привык бежать и не думать, как он выглядит, куда улыбнуться и как лежит прическа. Еще очень много неестественных движений для футболиста. И грим был. Волосы лаком шарашили».

– Ну лак для вас точно не проблема.

– Тогда мы этим не пользовались. Я начал, только когда уехал в Европу. Мне там сказали: «А знаешь, как мы русских узнаем? Они никогда перед игрой не пользуются ни гелем, ни лаком». И я стал пользоваться. «О, сразу европейский футболист». У нас смеются, а у них и маникюр-педикюр приезжает раз в неделю на базу. И остеопат приезжает. И психолог. А у нас ребята сами форму стирали в то время.

Другой момент: приехал в Германию, мы с ребятами впервые пошли выпить пиво – и я стал прятать, когда попросили сфоткаться. Они: «Ты чего прячешь?» – «Ну как, пиво – это ненормально». Они удивились, потому что там после первой игры прямо в автобусе всем раздали пиво.
Релиз клипа перед Евро сорвался из-за MTV. Песня все равно стала хитом, Булыкина приглашали на премии и даже сняли голым
Тюрин не видит проблемы в том, что под клип с футболистами он выбрал песню о любви: «У футбольных людей есть ощущение, что футбольные песни должны быть обязательно спеты брутальными голосами, должны быть брутальные мелодии. Я с этим не согласен. Например, YNWA – не брутальная песня. Когда мы сами пытались выруливать на спорт, получалась пластмасса. Не было драйва. Мы просто поняли, что состояние, которое достигается в песне, сродни полету. И неважно, от чего ты летаешь – от любви к футболу или чувств. И вот «Это Non Stop» и «Мы будем первые» – просто пушка.

По словам продюсера, фраза «Мы будем первые» – главная пасхалка клипа. Из простой строчки текста она превратилась в слоган и посыл команде на Евро-2004, перед стартом которого и снимали клип: «Мы эту строчку сделали рефреном».

Вторая пасхалка – замки. «Мы хотели, чтобы они стали символом того, что мы срываем оковы с футбола. Что замки падают. Мы хотели более открытой политики со стороны РФС, чтобы к нам относились душевно. А нас никто не выслушал», – жалуется продюсер.

Четвертая пасхалка: гол Булыкина головой, который отсылает и к матчу со Швейцарией, и визуализирует успех. Через несколько месяцев похожий мяч Дмитрий забьет в последнем матче Евро с Грецией. «Помню, мы специально дали Димке пробить головой. Мы хотели, чтобы то же самое случилось и на турнире», – объясняет Тюрин.

Клип изначально готовили к релизу перед стартом Евро. Для промоушена группа отдала его на тогда главный музыкальный канал страны MTV: «Они не отвечали три недели. Когда сроки поджимали, мы пришли к ним. Там работал мужик по фамилии Юркелов. Говорим: «Нам сказали, что в клипе отказали. Это правда?» – «А мы попсу не крутим» – «В смысле? Это клип, это сборная России. Очнись, чувак». Но они так и не поставили. Шоу-бизнес тогда только зарождался, и нужно было показать эффект вахтера: «А мы вот не поставим». Это было очень неприятно. И до сих пор обидно. Мы хотели, чтобы клип стал футбольной песней на Евро, из-за этого он не стал. Они поступили как последние твари».

Из-за того, что канал три недели тянул с ответом, релиз видео пришелся на время, когда сборная России уже вылетела с Евро. Но даже на фоне неудачи, по словам Тюрина, песня «моментально зашла»: «Помню, были в Киеве на гастролях. Команда Первого канала полетела снимать интервью с группой. Они хотели заполучить интервью сразу же. Я говорил: «Ребята, подождите, они приедут через два дня» – «Нет, мы летим в Киев, чтобы поговорить с Reflex».

Похожая популярность накрыла и Булыкина. Например, он даже снялся обнаженным для журнала Cosmopolitan: «Меня уговорили. Звонила главный редактор, говорила, что это точно не будет ню, что мы прикроем вас, все хотят посмотреть на тело спортсмена, вы будете в плавках или шортах. И обманули. Пришлось с одним футбольным мячом позировать. Но фотки получились нормальными, мышцы видны, думаю, многим девчонкам понравилось.

Потом начались премии. Постоянно печатали во всех журналах, брали интервью. На меня уже ругались в «Динамо». Газеты откроешь – я там, телевизор включишь – я на премии. Говорил: «Ну что делать, если такой популярный».

– Дима-Дискотека вас назвали после этого?

– Еще до. Это Шемберас придумал. Дело в том, что когда я приходил на дискотеку, для меня все двери были открыты. Я всех знал, с Пашей Фейсконтролем общались с детства. И когда меня видели за 20 метров, то говорили, как обойти очередь. Футболисты думали, что я тусуюсь каждый день, а я просто ребят знал. Всегда мог позвонить и пройти. Они говорили про любую дискотеку так: «Надо позвонить Диме – он решит». Мне всегда делали лучшие столики – и делали бесплатно.

– А вы сами часто ходили?

– Не так, как все думают. Перед матчем нас вообще закрывали на базе за два дня. Выйти куда-то было не вариант. А после игры, конечно, ездили. Было место на Тверской, Night Flight. Этот клуб есть до сих пор. В 90-е в него не пускали почти никого: только иностранцев и некоторых футболистов.

Приколов столько, что не рассказать! Как напивались, тусовались. Не как Кокорин и Мамаев в Монако, но мощные выступления. Хоккеисты сильнее всех напивались и махались со всеми. Футболисты пытались уйти от этого, втихаря сваливали. А те любили покуролесить. Но не так, как те, кто играл до нас. Там люди уезжали в сборную тура. Кто-то рассказывал, как одна подруга приходит к жене футболиста и говорит: «Мой уехал, а твой?» – «Тоже уехал – в сборную тура. Как попадает в нее, всегда уезжает». Та на нее посмотрела: «Э, какая сборная тура, ты чего?».
Reflex записали песню про футбол и думают сделать продолжение Non Stop. Булыкина и Овчинникова хотят пригласить на съемки
Группа Reflex продолжает следить за футболом. Например, комменты Ирины Нельсон можно найти под постами в инстаграме Дзюбы, Слуцкого, Марио Фернандеса и многих других футболистов. Тюрин говорит, что с некоторыми она хорошо общается. Например, Семаком или Карпиным.

С Булыкиным они тоже на связи. Дмитрий говорит, что не пересматривает клип («только вот недавно из Германии прислали – там по какому-то каналу показывали»), но с Тюриным постоянно на телефоне: «Он даже предлагал политическую помощь (летом 2019-го Булыкин пытался стать кандидатом в депутаты Московской городской думы, но не был допущен до голосования из-за бракованных подписей – Sports.ru), у него много друзей из политики. Они могли что-то посоветовать, но тогда было непонятно, дойду я на выборов или нет. Я поздно начал кампанию, что не успел ни с кем пообщаться и оставалось мало шансов что-то сделать».

Футболиста и группу сблизила в том числе совместная поездка в Португалию. Булыкин был там в составе сборной на Евро-2004, группа прилетела к нему в гости и провела рядом весь групповой этап. «Мы просто хотели довести проект до конца. Поснимать что-то, быть с парнями. Прошли на базу, общались, сходили вместе на пляж. Я, Ира, Мостовой, Смертин, Алдонин, Булыкин. Болтали, они рассказывали про то, как все происходит. Ходили на пляж – через день Мостовому запретили тренироваться с командой, – рассказывает Тюрин.

То, что делается сейчас, – это все правильно. Имею в виду поддержку команды, слоган «Наши парни». Ради этого игроки должны постоянно держать себя в тонусе. Постоянно следить за фэйсом, выглядеть нормально, не бычить, потому что тебя все время снимают. Тогда этого не хватало, а я искренне хотел поднять имидж нашего футбола, фанатом которого я являюсь до сих пор».

В 2013-м в американском альбоме Ирины Sun Generation вышла песня Don’t give up, которая доходила до 36 места в чате Billboard. Вся песня посвящена футболистам. «Там текст про футболиста как про героя, такой эпос. Она начинается со слов Everybody counts your money, но никто не заботится о том, что ты чувствуешь, когда болит нога, когда у тебя сотрясение.

Теперь мы хотим ее реанимировать – у нас есть русский текст. Хочу выпустить отдельно даже не в альбоме, а отдельно – просто для спортсменов», – признается Тюрин.

– Но в клипах спортсменов вы больше не снимали?

– Если честно, у нас до сих пор в планах – снять продолжение клипа Non Stop. У меня был сценарий: мы берем тех героев и новых героев. Аршавин был готов сниматься, когда еще играл в Англии. Но тогда все оказалось сложно: мы жили в другой стране, у нас была работа, которую по контракту надо закончить. Когда вернулись, у Аршавина уже пошло не так гладко. Но он согласился, мы с ним встречались. Сейчас думаю, что если буду снимать, то приглашу Овчинникова, Булыкина и Аршавина с Кержом.

Но это идея, которая просто есть. Реализуется ли она – сложно сказать.

Текст: Александр Головин
Источник: sports.ru